Народный артист СССР (1954),
Государственная премия СССР (1951).
Актёр, режиссёр, педагог. Родился 17 (29)
апреля 1887 года в Воронеже. В 1910 году окончил Петербургский
Политехнический институт по специальности "инженер железобетонных
конструкций". В этом же году поступил в Петербургское театральное
училище (класс В.Н.Давыдова). По приглашению Всеволода Мейерхольда
посещал Студию на Бородинской. У Мейерхольда Вивьен играет Пьеро в
"Маскараде". С 1911 года выступал на сцене Александринского театра.
За время обучения сыграл роли: Жадов "Доходное место" А.Островского,
Райский "Обрыв" И.Гончарова, Томилин "Порыв" Н.Ракшанина и другие.
По окончании училища был зачислен в труппу театра. Играл роли:
Хлестаков "Ревизор" Н.Гоголя, Незнамов "Без вины виноватые" и Глумов
"На всякого мудреца довольно простоты", Карандышев "Бесприданница"
А.Островского, Хиггинс "Пигмалион" Б.Шоу и другие. В 1918 году была
образована Школа актерского мастерства (ШАМ), Вивьен был назначен
ректором Школы. После Революции на сене Александринки играет роли:
Пётр "Мещане", Протасов "Дети солнца", Яков Бардин "Враги"
М.Горького, Эуген "Эуген Несчастный" Толлера, Бобров "Страх"
А.Афиногенова, Платон Кречет "Платон Кречет" А.Корнейчука, профессор
Забелин "Кремлёвские куранты" Н.Погодина. В 1924 году впервые
выступил как режиссёр, поставив спектакли "Виринея" Л.Сейфулинной и
В.Правдухина, "Пугачёвщина" К.Тренёва. В 1930-ые годы активно
гастролирует по стране. В 1933 году назначен художественным
руководителем Театра Красной Армии, возникшего на базе Филиала
Государственной драмы. (Впоследствии ТКА преобразовался и получил
название "Театр под руководством Л.С.Вивьена", позднее —
Реалистический театр. В театре Вивьен ставит спектакли: "Правда
хорошо, а счастье лучше" А.Островского, "Чапаев" Д.Фурманова, "Борис
Годунов" А.Пушкина. С 1938 года - главный режиссёр и художественный
руководитель ленинградского Академического театра им. А.С.Пушкина. В
1939 году театр впервые в полном составе приехал на гастроли
в Москву. В гастрольном репертуаре были спектакли: "Маскарад"
М.Лермонтова, "Лес" А.Островского, "Свадьба" А.Чехова и другие. В
том же году Вивьен утверждён в учёном звании профессора по кафедре
мастерства актёра Ленинградского театрального института. В начале
войны вместе с театром эвакуируется в Новосибирск, где в помещении
театра "Красный факел" продолжает активно работать в качестве
режиссёра и актёра. Одной из лучших его работ считается
возобновлённый спектакль "Платон Кречет" А.Корнейчука, в котором
Вивьен выступает в роли Платона. Спектакли, поставленные им в период
1940-1960-х годов, отличались глубиной раскрытия режиссёрского
замысла, чёткой психологической разработкой характеров. Среди его
лучших режиссёрских работ: "Макбет" У.Шекспира (1939), "Русские
люди" К.Симонова (1943), "Нашествие" Л.Леонова (1944), "Великий
государь" В.Соловьева (1945), "Дядя Ваня" А.Чехова (1946), "Жизнь
в цвету" А.Довженко (1947), "Незабываемый 1919-й" Вс.Вишневского
(1949; Государственная премия СССР, 1951), "Ревизор" Н.Гоголя
(1952), "Чайка" А.Чехова (1954), "На дне" М.Горького, "Игрок"
Ф.Достоевского (1957, совместно с В.Эренбергом), "Бег" М.Булгакова
(1958), "Все остаётся людям" С.Алёшина (1959), "Маленькие трагедии"
(1962) А.Пушкина и другие. С 1957 года возглавил кафедру режиссуры
Ленинградского театрального института. Снимался в кино: Ростовцев
"Балтийцы" (1937), Тыртов "Александр Попов" (1949). Награждён
орденом Ленина (1957), орденом Трудового Красного Знамени (1939),
орденом "Знак Почёта" (1938, за роль в фильме "Балтийцы"), медалями.
Скончался 1 августа 1966 года. Похоронен в
Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. |